Каким был отдых в Крыму 100 лет назад?
Миллионы туристов, отдыхающие каждое лето в Крыму, едут на полуостров за новыми ощущениями, здоровьем, хорошим настроением и незабываемыми впечатлениями. К сожалению, некоторые возвращаются из Крыма не только с приятными воспоминаниями. Одни заранее настроены на поиск недостатков, другим портят отдых неприятные мелочи. Но без таких мелочей не может обойтись ни один курорт мира. Нельзя во всем угодить туристам, ведь у каждого свои собственные понятия об идеальном отдыхе, хорошей погоде и т.д.
Учитывая, что Крым уверенно носит звание туристического центра на протяжении больше чем столетия, и в то время туристы также жаловались на определенные недостатки.
Путешественники во второй половине 19 - начале 20 веков сталкивались в Крыму с отсутствием комфорта, неизведанными тропами, малыми сведениями о курортах, как туда добраться, где отдохнуть. Главными помощниками туристов в те времена были путеводители, написанные Марией Сосногоровой и Григорием Москвичом. В Крым после появления на полуострове железной дороги в 1875 году, путешественники чаще всего добирались поездом или пароходом. Дальше предстоял выбор, как и на чем доехать до курорта.
В "Воспоминаниях о Крыме" Елены Горчаковой отмечались расценки на дорогу от Симферополя до Севастополя через Алушту. Проезд на почтовых лошадях, в тележке, открытом тарантасе обходился туристам от 12 до 15 рублей. Также можно было нанять коляску с тройкой лошадей, такой вариант тянул уже на 60 рублей. Зато в пути было больше комфорта, предусматривались остановки на ночь в Ялте или Алуште. К началу 20 века проезд из Симферополя на ЮБК разнообразился срочными автомобилями, почтовыми и извозчичьими экипажами.
Как и сегодня на вокзале Симферополя работали умельцы-таксисты, которые с первого взгляда определяли толщину кошелька и неопытность туриста. Бедняге не давали опомниться и с огромной скоростью усаживали в дорогой фаэтон или автомобиль. Ялтинский градоначальник Думбадзе в 1913 году жаловался на чрезмерное обилие автомобилей на курорте, которые носились по дорогам с неимоверной скоростью, часто травмировали людей, животных и птиц. В отношении "Чертовых телег" ялтинские власти принимали жесткие меры. А ведь на тот момент во всем Крыму насчитывалось менее 70 автомобилей.
Развлечения на отдыхе туристы искали в тех же путеводителях, где описывались достопримечательности достойные внимания путешественников. Как и на любом другом курорте у "воды", будь то море, река или океан, большой популярностью пользовались морские путешествия. Речные круизы на пароходах отличаются от морских ограниченностью в выборе направления. Морские круизы предлагали туристам осмотреть восхитительную панораму полуострова с морской глади, или же отправиться с экскурсией в другие приморские города Крыма.
Также были популярны и хорошо известные сегодня памятные места - монастыри Севастополя, Херсонес, водопады. Со здаваемым жильем в Крыму проблем также не было. Развивалось строительство пансионатов и санаториев, местные жители сдавали в аренду свои дома, чердаки, подвальчики. Цены на номера в Ялте уже в 19 веке были очень высоки. К примеру одну маленькую комнатку можно было снять на месяц за 50 рублей - это приблизительно равнялось одной зарплате ялтинского учителя.
В первом ялтинском "санатории" для легочных больных номер с полным пансионом стоил туристу от 110 до 150 рублей в месяц. За врачебное наблюдение и лечебные курсы надо было доплачивать отдельно.
μ@