Маяк на мысе Тарханкут, история

На Тарханкутском полуострове на "Чертовом мысу" построен маяк - белая башня, которая предупреждает моряков об опасных скалах. Сведения о нахождения в этом месте маяка дошли до нас с глубины веков. Прежнее название мыса Тарханкут - Эски-Форос, что в переводе значит "Старый Маяк", то есть, он уже считался старым, еще до переименования мыса. Но выглядит этот "старичок" еще очень даже ничего. Впервые обозначение на морской карте Тарханкутского маяка появилось еще в 14 веке, уже тогда моряк прозвали побережье Тарханкута "чертовым мысом" из-за многочисленных подводных скал, течений, отмелей. Современную башню высотой в 42 метра (по другим данным 38 метров) построили в 1816 году. Строили его одновременно с еще одним маяком на Херсонесе, в одно время были созданы проекты строений, камень для строительства добывали в одном месте - в Инкермане. Белый известняк доставляли на Тарханкут морем. В то время места тут были глухие, безлюдные - ни дорог, ни тропинок не было. Подземные источники воды оказались засоленными, поэтому питьевую воду пришлось возить из ближайшего села - Караджи. Добытый под Севастополем камень на баржах подвозили к Тарханкуту, но, в виду отсутствия причалов, его доставляли на небольших лодках. А баржи в это время стояли на якорях в бухте. Внешне маяк представлял собой коническую башню, с деревянным фонарем десятиугольной формы. Работать маяк начал только в 1817 году, когда на нем отрегулировали осветительный аппарат. Для персонала маяка были построены рядом три дома и складские помещения. До 1873 года на Тарханкутском маяке было очень неуютно: плохо утепленные дома во время промозглых зимних ветров были очень сырыми и холодными. Только в 1873 году строители продолжили обустройство зданий, сам маяк достроили и выкрасили в белоснежный цвет. Первоначально маяк работал на катопрической (от греческого katoptrikos - зеркальный) системе света: в параболических отражателях размещались 15 масляных ламп, снаружи система защищалась открытым сверху для тяги стеклянным коническим колпаком. За таким маяком необходимо было постоянно следить и своевременно заменять топливо. Вахтенный также должен был регулировать свечение на определенной мощности и содержать все лампы и отражатели в чистоте. Когда был построен маяк в ходу был рыбий жир, который хорошо горел и не сильно коптил. У него был только один недостаток - при морозах он замерзал. Поэтому вахтенному приходилось периодически нагревать топливо, измерять высоту, равномерность пламени и яркость. Уже к середине 19 века Тарханкутский маяк получил новый толчок для развития: появились крупные порты Николаев и Херсон, соответственно в водах у мыса Тарханкут оживилась морская навигация. В 1862 году на маяк был установлен мощный диоптрический аппарат 1-ого разряда, который освещал море между мысами Кара-Мрун и Урет. Для такого мощного по тем временам аппарата сделали кольцевой поплавок, который погружался в круглую ванну, заполненную ртутью. Что бы обеспечить вращательные движения использовался тяжелый металлический груз, медленно опускавшийся на тросе с 24-х метровой высоты (подобно часам с маятником).
Ртутная ванна
Ртутная ванна
Старинный телефон на маяке, Тарханкут
Старинный телефон на маяке, Тарханкут
Западный Крым,Тарханкут,фото
Западный Крым, Тарханкут
Чтобы на Тарханкутском маяке появился такой современный осветительный аппарат главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Манганари лично разрабатывал требования по транспортировке системы из Парижа. Позже, когда и этот аппарат решили заменить, маячная комната подверглась реконструкции. Внутри на стенах появились филенки из красного дерева, но в целом она сохранилась в том же виде, как и в конце 19 века. Даже телефон, по которому связывались маячная башня и рубка управления до сих пор рабочий. Тут же сохранили и ванну, правда, она уже не несет никакой функциональности, выступает в качестве исторического экспоната. С 1 января 1883 года на Тарханкуте ввели в строй первую на Черном море сирену для туманных сигналов. Работала она от сжатого воздуха, но для того, чтобы привести ее в рабочее состояние требовалось много времени, поэтому через 12 лет у маяка появился колокол на высоких деревянных столбах. В него звонили, когда портилась погода, и пока не была готова к работе сирена. В 1910 году на маяке в качестве топлива стали использовать керосин. В 1934 году тут появился радиомаяк. В 1959 году на Тарханкутский маяк пришло электричество и автоматика. Установленный тогда светооптический маячный аппарат ЭМН-500 исправно работает и сегодня. В этой системе 2 лампы, мощностью по киловатту на лампу. В постоянном режиме горит только одна, вторая нужна для подстраховки. Раньше лампы находились внутри линзы, которая была изготовлена из чистейшего горного хрусталя. К сожалению, линза разбилась, заменили ее на обычную. За свою долгую жизнь Тарханкутский маяк пережил много потрясений и тяжелых времен, были революции, войны, землетрясения, но он дает свет морякам до сих пор. Здание маяка сегодня является еще и музеем, здесь выставлена экспозиция старых якорей, а при желании можно услышать и историю самой башни. Здание маяка сильно обветшало и находится в аварийном состоянии. Все чертежи, по которым было возведено здание на сегодняшний день утеряны в пыльных архивах Санкт-Петербурга, замечен наклон башни на север. Однако, о капитальном ремонте для маяка никто пока не задумывается, и неизвестно, сколько еще Тарханкутский маяк простоит на своем почти 200-летнем посту. μ@

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

spam protection *